*** — Naviget, haec summa est

***

Читаю на днях статистику к сайту.
Среди прочих поисковых запросов есть вот это:

что делать если кукла на замужество не работает

Я зависла на несколько дней. Много разного передумала на тему, но самое главное, что я увидела — как сильно изменилось мое отношение к традиционной кукле.

Под катом — много букв.

Среди меня сначала в этой теме (традиционная кукла) появились такие термины как «мифотворчество» и «профанация».
Нет.
Сначала появилось ощущение перегруженности смыслами. И это касается не только куклы. Но в целом всего того, что называется «народным традиционным». А вслед за этим ощущением — термины «мифотворчество» и «профанация».
Потом в моей жизни стали появляться люди, которые, как минимум (!), держали в руках то, что называется этнографией. С иным отношением к такому явлению как кукла в частности и этнография в целом.
И со всем этим начало меняться и мое отношение.

Но! С появлением того же термина «мифотворчество» пришло понимание того, что, зарабатывать на этих куклах можно нарядив их в волшебные смыслы и сдобрив обещанием счастья и исполнения желаний.
Кому нужен просто кусок тряпки? Пусть даже и свернутый и перевязанный красной нитью.
Нет, конечно, есть люди, слава Богам!, кому нужна кукла ради куклы, а не ради смыслов, которые на нее можно навесить (которые она изначально не несет). Но в моей жизни таких людей пока очень мало.

Возвращаясь к кукле на замужество. В своем собственном посте, где я собрала несколько мастер-классов по ее изготовлению, я еле нашла упоминание о том, как эта кукла работала:

Кукла выставляется в окно для привлечения внимания сватов.

Понимаете, в чем история, да?
Девушка сделала куклу. Сейчас не важно — вкладывала ли она в нее какие-то обережные функции или нет, формировала ли образ жениха или нет. Вполне возможно, что и да — скорее всего она думала о чем-то в тот момент. И вполне возможно, что думы эти были о будущем муже.
Не суть.
Девушка сделала куклу и поставила ее на окно. Мимо шли сваты, увидели, пришли — у вас товар, у нас купец.
Где сейчас те окна и те сваты? Как сейчас эта кукла может работать? Видимо через работу с намерением/желанием. Но тогда насколько уместно ставить вопрос «почему кукла не работает»?
Смею предположить, что с самим желанием что-то неладно, а не с куклой.
Ну так нужно разбираться с самим желанием (а действительно ли я хочу замуж?, например).
Или возрождать культуру, где окна и сваты — атрибут повседневности.

И это касается не только кукол.
Продавая мастер-классы (пение, прядение, шитье… рисование), часто продают не только саму возможность овладеть этим навыком, но и состояния.
Да что там пение-прядение… Я тут видела объявление о продаже юбки! Два слова о цвете и размере и 350 слов [цифра образная] о состоянии счастья и радости, в котором будет пребывать хозяйка этой юбки, о потоках женской силы и т.п.

Начала на днях читать книгу Ольги Христофоровой «Колдуны и жертвы. Антропология колдовства в современной России».
Там нашла прекрасное к вопросу о смыслах. Далее цитата:

Человек одновременно живет в двух мирах — естественном и семиотическом, мире вещей и мире знаков (конечно, разделить их можно лишь аналитически, поскольку это две стороны единой «ткани» жизни). Клифорд Гирц (вслед за Вебером и Кассирером) считал, что человечество безнадежно завязло в сотканной им самим паутине смыслов. В случае каждого отдельного человека это верно вдвойне: он зависит и от собственного мифотворчества, и от значений, созданных и создаваемых другими — предками, сверстниками, даже потомками.

Был период, когда и я была по самую макушку в смыслах. Вышкребаюсь потихоньку.

К вопросу об изменившейся системе координат.
Читала вчера комментарии к одному посту. В комментариях пошел разговор на тему здоровых отношений между мужчиной и женщиной. Каждый высказывает свое мнение и появляется фраза:

А то ведь возможны и варианты из серии «бьет — значит любит».

Подумалось. А ведь еще недавно я была в тех полях, где этому говорят «да».
Формулируя следующим образом: Бьет — значит любит. Не любит — избивает.
Муж ударил? Сядь и подумай, что это было — бьет или избивает? Любит — не любит?
В этих полях, кстати, вашего мужчину могут научить бережно таскать вас за косы, чтобы привести в чувства, если вы свалитесь, например, в состояние Дуры.
Ну да — в этих полях у женщины должны быть длинные волосы. И длинная юбка.
И не дай Бог, в этих полях женщина оденет штаны. Она автоматически становится недоженщиной или вообще каким-то моральным уродом.
Я промолчу про роддома и прививки…

У меня сейчас от всего этого ощущение нездорового бреда.

И да.
Этот текст — не попытка оспорить чьи-то убеждения и верования, обесценить их.
Ваша жизнь — ваши смыслы. И ваши мерки, что считать здоровым и разумным, а что нет.
И каждому, что называется, по вере его.
Этот текст — попытка встроить себя в свою же собственную, но!, сильно изменившуюся систему координат.
Где длинные юбки — это просто красиво.
Где счастье, исполнение желаний, замужество, новая работа и т.п. не зависит от кукол. Где куклы могут помочь (в качестве того же терапевтического инструмента), но не несут ответственность за жизнь хозяйки.
Где муж не бьет. Даже если очень сильно любит.
Но! Где есть место и волшебству с чудесами, обрядами и ритуалами, и неслучайным случайным встречам, и тонким планам, и божественным силам.
А ведь все это есть в нашей жизни и без лишних смыслов.
Чудо рождения.
Таинство смерти.
Новые горизонты.
Северное сияние и звездопады. Космос. Океаны.
Желтые маки.
Улыбки незнакомых людей.
Музыка. Проза. Поэзия.
Вера. Надежда. Любовь.

Свои френд-ленты в соцсетях я уже начала чистить.
Но я еще не решила что делать со своим блогом — выгребать то, что уже не вписывается, или оставить как есть (в качестве напоминания о том, что было)? Склоняюсь к тому, чтобы выгребать.